суббота, 7 апреля 2012 г.

Рассказ К. Г. Паустовского о воде из реки Лимпопо.

Вспоминая свое детство, писатель рассказывает о том, как старый учитель географии Черпунов демонстрировал залитые сургучом бутылки с желтоватой водой, на которых были надписи: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря» и так далее — из Волги, Рейна, Темзы, из озера Мичиган и из Мертвого моря.
Какое неожиданное преломление принципа наглядности в преподавании географии!
«Черпунов всегда притаскивал на уроки всякие редкости. Больше всего он любил приносить бутылки с водой. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира.
— Смотрите, — он взбалтывал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта».
Рассказ К. Г. Паустовского об учителе географии имеет неожиданный конец, представляющий, кстати, обильную пищу для размышлений о границах допустимого педагогического риска.
«Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:
— Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей? — Ну, как же! — ответили мы. — Великолепно помним.
— Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? Он справедливо полагал, что таким путем дает толчок развитию вашего воображения. Черпунов очень ценил его. Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Считаете ли Вы, что география-самый лучший предмет из всей школьной программы